Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/23/1526631.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (23) апрель 2016 года

Потерпеть могут люди, но не железо

Главное Елена ВОСКАНЯН
Потерпеть могут люди, но не железо

Чтобы сохранить износ сетей на текущем уровне, необходимо каждый год менять всего по четыре процента труб, из расчета службы стальной трубы в двадцать пять лет. По факту же в последние годы теплосетевое хозяйство меняет лишь два-три процента труб.

В результате системы теплоснабжения ветшают, аварий происходит все больше, энергетики вынуждены осуществлять ремонт в авральном режиме, а он в десять (!) раз дороже планового. Ситуация настолько критична, что в ближайшие три-пять лет на контроле в Минстрое могут оказаться десятки городов. Как преодолеть глубокий кризис в российской системе теплоснабжения? Ответ на этот вопрос искали несколько десятков экспертов отрасли, собравшиеся на круглом столе «Текущее состояние теплоснабжения в стране: инерционный путь, ведущий к деградации», организованном Либеральной платформой партии «Единая Россия» и медиахолдингом «Эксперт».

«Если свои, значит, потерпим»

Проблема износа тепловых сетей касается всей страны: 26 процентов труб служат более двадцати пяти лет, а значит, нуждаются в немедленной замене. Если не менять их, аварийность продолжит расти в геометрической прогрессии.

В модернизации нуждаются не только тепловые сети, но и генерация: более 1500 котлов и 700 турбин эксплуатируются от тридцати до пятидесяти лет, еще около 700 котлов и 300 турбин – свыше полувека. Таким образом, 75 процентов котлов и 64 процента турбин, используемых в отечественной энергетике, требуют модернизации.

Участники дискуссии отметили: средства в отрасли тратятся не на обновление инфраструктуры и плановые ремонты, а на авральные починки, строительство новых котельных, эффективность которых ниже, чем при когенерации, на покрытие потерь в сетях, достигающих 30 процентов. Образовавшиеся «дыры» в теплоснабжении вынуждены закрывать потребители электроэнергии, бытовые потребители тепла, бюджеты, промышленность, оплачивающая тепло и пар по «коммерческим» ценам.

– Исторически отрасль теплоснабжения в России недофинансирована, в большей степени недофинансированы именно тепловые сети, – говорит генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов. – Сети всегда были муниципальными, то есть «своими», и в советское время считалось: «Если свои, значит, потерпим». Однако потерпеть могут люди, но не железо. Сейчас мы наблюдаем последствия этой политики, и, думаю, будем наблюдать в большей степени в ближайшие годы.

По словам спикера, компании, работающие в отрасли, остро ощущают отсутствие институциональных мер, которые позволили бы вкладывать средства, улучшать состояние и экономику сетей, и чем больше затягивается принятие непростых решений, тем дороже в будущем они обойдутся.

– Дело не только в том, что нужно давать больше денег и содержать сети в лучшем состоянии. Пресловутый метод «затраты плюс», как бы ни называли его долгосрочным тарифом, как бы ни пытались «реанимировать» с помощью концессий, работающих довольно слабо, и других новаций, все равно остается старым добрым методом – «сколько ты потратил, столько тебе денег и дадут», – комментирует гендиректор СГК. – В таких условиях сложно рассчитывать на то, что в отрасли будут работать здоровые рыночные механизмы. Отрасль теплоснабжения, пожалуй, единственная живет с нерыночными принципами, что приводит к нездоровым внутренним отношениям. Если произойдут изменения на институциональном уровне, изменятся взаимоотношения внутри отрасли, изменится цено­образование, мы снимем нагрузку с потребителей и заставим саму отрасль «изнутри» находить средства для собственной модернизации, – резюмировал спикер.


На особом контроле

Прошедшей зимой российские города столкнулись с бедствиями. Самые яркие примеры прозвучали на круглом столе. В январе две крупные аварии на теплосетях произошли в Твери, оставив без теплоснабжения 60 домов. В зону отключения попали 10 тысяч жителей, а спустя несколько дней без горячей воды и тепла остались 19 тысяч человек.

В Нижнем Новгороде ветхие теплосети стали причиной аварии, которая в январе оставила без теплоснабжения 3700 жителей. Из-за повреждения трубопровода тепловой сети в 28 жилых домах пришлось понизить давление теплоносителя.

«Отличилось» и Иваново: здесь в начале 2016‑го в зону отключения попали 163 жилых дома различной этажности с общим населением 12  300 человек, в том числе более четырех тысяч детей, а также десять социальных объектов. Причина аварии – прорыв трубопровода, расположенного на глубине 2,5 метра, вследствие естественного износа.

Некоторые города, как, например, Санкт-Петербург, находятся на особом контроле в Минстрое. В Северной столице за год на тепловых сетях происходит около пяти тысяч сбоев. В результате одной из аварий в зону ограниченного теплоснабжения попали 673 здания, из них 500 жилых домов и девять лечебных учреждений, в том числе родильный дом и детская больница. Чтобы восстановить систему теплоснабжения города, требуется 60 миллиардов рублей. Законодательное собрание Петербурга было вынуждено обратиться к президенту с просьбой вмешаться в разрешение ситуации, сложившейся в теплосетевом хозяйстве.

Крупные аварии стали нормой для Смоленска – без тепла регулярно остаются несколько микрорайонов. При этом уровень износа тепловых сетей города составляет порядка 70 процентов при общей протяженности 149,4 километра в однотрубном исчислении. Однако ремонтная программа лета 2015 года подразумевала замену всего 1,5 километра труб.

Также на особом контроле Ижевск, где за последние месяцы произошло свыше 3500 прорывов на теплотрассах, что свидетельствует в том числе о халатности при подготовке к отопительному сезону. Для устранения прорывов было привлечено порядка шестидесяти бригад. Причем помимо местных организаций ликвидировать последствия аварий помогали инженеры из Пермского края, Самарской и Ульяновской областей. Разумеется, на устранение аварий тратится больше, чем потребовалось бы на недопущение подобного.


Изменяя логику

Заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко отметил: сегодня теплоснабжение по обороту сопоставимо с 2,1 процента ВВП РФ (1,5 триллиона рублей), при этом в платеже гражданина за жилищно-коммунальные услуги составляет в среднем 50 процентов.

– Мы обеспокоены серьезной недогрузкой тепловых станций и существенным снижением объемов отпуска тепловой энергии, вырабатываемой тепловыми электростанциями. За двадцать лет отпуск тепла от ТЭС сократился в полтора раза за счет снижения промышленной тепловой нагрузки ТЭС и замещения тепловой нагрузки ТЭС котельными. В то же время восстановился на докризисный уровень отпуск электроэнергии от ТЭС, – уточнил представитель ведомства. – В последние два десятка лет в отсутствие необходимых инвестиций устойчиво растет износ теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей ТЭС. Ситуация настолько критическая, что нужно, образно говоря, бить в набат.

Прогрессирующие темпы роста износа тепловых сетей ведут к аварийности и потерям в сетях. Основная причина высоких потерь в России – в износе и недофинансированности системы теплоснабжения. Вносят свой отрицательный вклад «перетопы» и отсутствие необходимой регулировки при генерации тепла, а также энергозатратные, отсталые технологии передачи и распределения тепла, недостаточное регулирование внутридомовых систем теплоснабжения – знакомый многим гражданам синдром «открытых форточек» и «двойных одеял». Для сравнения: потери в тепловых сетях в нашей стране составляют 30 процентов, в то время как в Швеции – всего восемь. Общие потери тепла на различных участках системы теплоснабжения в России в три раза выше, чем в Финляндии, да и сменяемость сетевой воды в тепловых сетях из‑за утечек у нас происходит восемнадцать раз в год, в Финляндии – только два.

Коснулся Вячеслав Кравченко и проблемы использования тепловой мощности ТЭЦ и котельных, напомнив, что тепловые источники имеют существенный избыток мощности: ТЭЦ загружены более 30 процентов установленной мощности, котельные – в среднем на 15 процентов от установленной мощности. Хуже всего используются мощности малых котельных, КИУМ составляет 13 процентов.

Прокомментировал замминистра ситуацию с утверждением схем теплоснабжения городов с населением 500 тысяч человек и более. На 17 марта текущего года утверждена 31 схема, шесть возвращены на доработку. Причем два региона необоснованно затягивают срок доработки: в Астрахань схему вернули еще 16 июля 2014 года, в Кемерово – 30 ноября 2015 года. Две схемы так и не поступили в Минэнерго – от Тюмени и Севастополя.

По словам господина Кравченко, в теплоснабжении необходимы кардинальные изменения. В сложившейся ситуации недовольны все. Потребитель – ежегодным ростом тарифов на фоне отсутствия улучшения качества и надежности, оплатой технологической и коммерческой неэффективности. Бизнес – неэффективностью систем теплоснабжения, отсутствием инвестиционных стимулов, регулированием, провоцирующим сохранять высокие издержки. А государство вынуждено выполнять несвойственные функции по оптимизации за счет бюджета систем теплоснабжения, заниматься избыточной бюрократической работой, а также устранением роста аварийности и технологического отставания. Чтобы переломить ситуацию, необходимо, считают в ведомстве, изменить логику государственного регулирования отрасли и создать внутренние стимулы для преодоления вызовов в теплоснабжении в интересах потребителей.


Неэффективный посредник

Одним из острых вопросов в сфере ЖКХ остается проблема неплатежей. Заместитель генерального директора по развитию ОАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий привел данные о просроченной дебиторской задолженности за тепло в Санкт-Петербурге, заметив: 90 процентов приходится на предприятия ЖКХ. За пять лет их задолженность выросла на 99 процентов и уже превышает объем годовой инвестиционной программы ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга».

60 процентов просроченной задолженности ЖКХ перед ОАО «ТГК-1» формируют предприятия, подконтрольные Санкт-Петербургу, – на 1 февраля 2016 года их долг составил 3,31 миллиарда рублей, то есть по сравнению с прошлым годом рост достиг 15,3 процента. Задолженность прочих предприятий ЖКХ (ТСЖ, ЖСК) также выросла на 15,5 процента и достигла 2, 28 миллиарда рублей.

– Со своей стороны мы выполняем обязательства в полной мере, поставляя управляющим компаниям 100 процентов тепловой энергии. Задача управляющей компании – распределить этот объем между населением и получить средства в виде платежа за услуги ГВС и отопление. На данном этапе происходит первый сбой: управляющая компания распределяет не весь объем тепловой энергии потребителю. Надо отдать должное петербуржцам, которые исправно оплачивают счета – собираемость составляет 98 процентов. До нас же доходит лишь 93,5 процента платежей – пять процентов теряются в управляющих компаниях. Управляющая компания в сфере ЖКХ – неэффективный, немотивированный посредник для теплоснабжающей организации, – посоветовал спикер. – Все знают о возможности перехода на прямые платежи, их доля в Санкт-Петербурге чрезвычайно мала – всего 1 процент. Наши усилия по увеличению доли прямых платежей пока не увенчались успехом, хотя в Ленинградской области этот показатель значительно выше – 46,9 процента, в Республике Карелия и Мурманской области превышает 80 процентов.

В Северной столице проблема просроченной дебиторской задолженности в ЖКХ на контроле у председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Среди первоочередных мер – осуществление неотложного финансового оздоровления ЖКХ Петербурга за счет погашения просроченной дебиторской задолженности управляющих компаний, подконтрольных городу, за счет средств городского бюджета и переход на прямые платежи населения и владельцев нежилых помещений в адрес теплоснабжающих организаций. Также внесение изменений в Жилищный кодекс и снятие ограничений использования прямых договоров теплоснабжения потребителей многоквартирных домов.

– Чтобы переломить ситуацию с аварийностью, нужно как минимум удвоить перекладку и увеличить инвестпрограмму теплосетей до 3,5 миллиарда рублей. Мы рассчитываем, что это будет сделано за счет увеличения тарифа на передачу по тепловым сетям. Если бы мы получили в этом году просроченную дебиторскую задолженность, она превратилась бы в заем для теплосетей и могла бы уже в этом и в следующем году увеличить объем перекладки тепловых сетей, – отметил Эдуард Лисицкий.


О каких инвестициях может идти речь?

Поделился мнением по обсуждаемой проблеме заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров:

– Система – это генератор, сеть и потребитель. Если из системы выделить какую‑то часть и заниматься конкретно ею, эффекта в целом не будет, поскольку все мы работаем для потребителя. Нужны две составные части: определить, что есть система, и назначить кого‑то над ней, а также сделать предельный тариф. Тогда начнет работать все остальное. У нас же, установив долгосрочные тарифы, проигнорировали важнейший шаг – установление экономически обоснованного, справедливого тарифа. Когда регулирование начинается с убыточного тарифа и ожидания инвестиций, которые помогут закрыть старые убытки, в результате получается наоборот – такая конструкция не способствует привлечению инвестора, – считает спикер. – В 2012 году мы договорились о необходимости разработки целостной концепции реформирования рынка тепла – модели «альтернативной котельной». Уже в 2013‑м данную концепцию согласовало экспертное сообщество, утвердил и одобрил президент. Еще через год правительство утвердило дорожную карту по переходу к новой модели, отметив, что до конца 2015 года завершится разработка всей нормативной базы, а с 1 января 2016‑го должен был начаться переход на новую модель, полный переход по всей стране планировался к 2020 (2023) году. Однако сегодня сроки дорожной карты не соблюдаются, а проект федерального закона не соответствует принципам, заложенным в основу модели: ключевые решения отнесены на региональный и местный уровни, степень вмешательства регулятора в деятельность бизнеса неприемлема.

Господин Абдушукуров акцентировал внимание на том, что действующая тарифная модель приводит к тарифным диспропорциям и недоинвестированию отрасли.

– Если у котельной тариф три тысячи рублей, а у ТЭЦ – шестьсот рублей, то 10 процентов роста даст одному триста рублей, другому шестьдесят. Мы добились того, что стимулируются наименее эффективные, – развел руками спикер. – Существующий подход – фиксация долгосрочной НВВ для каждой ТСО привел к тому, что в итоге сам тариф на тепло недолгосрочный и непредсказуемый для потребителя. Отмечу, что фиксируется НВВ, а НВВ и тариф – абсолютно разные вещи. Бизнес теплоснабжения как был убыточный, так и остался, причем банки даже не рассматривают ТСО в качестве клиентов. О каких инвестициях может идти речь? В то же время регулируется каждая отдельная ТСО, но не СЦТ в целом, нет единого центра ответственности. Потребитель же оплачивает расходы каждый ТСО в системе, независимо от их количества и востребованности. Хотя государство ограничивает темп роста тарифа, но в отсутствие понятных ценовых индикаторов это не защищает потребителя. В результате недовольны все: тарифы растут, но инвестиций нет. По факту теплоснабжение убыточно, хотя существует стабильный спрос. И мы не можем найти крайнего.

Анализируя опыт взаимодействия с региональными и местными властями по ключевым вопросам, выступающий обозначил некоторые спорные моменты, в том числе, переход на физметод в Тюмени и Челябинске спровоцировал полтора года споров, поскольку региональные власти прогнозировали резкий рост тарифа на 40 процентов в Тюмени и на 85 – в Челябинске. В реальности, как и прогнозировал «Фортум», рост тарифа с коллекторов ТЭЦ с 1 июля 2016 года – не выше 3,8 процента на долгосрочный период. Очевидно, базовые принципы должны задаваться федеральным законом.

Абдушукуров упомянул о необходимости перехода к бенчмаркингу на основе цены альткотельной, что позволит выстроить экономическую клиентоориентированную логику в отношениях между ТСО и потребителями, снять с потребителя риски по отклонению полезного отпуска, предполагаемые сегодняшней тарифной моделью, и распределить их на тепловой бизнес, что более естественно. Таким образом, тариф станет прозрачным и предсказуемым для потребителя, а регуляторные издержки снизятся как для ТСО, так и для государства.


Навести порядок

Подняли на круглом столе и вопрос заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения. Заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Андрей Таманцев сообщил: в 2015 году в сфере коммунального комплекса заключено 271 концессионное соглашение. Изначально в ведомстве планировали, что этот процесс будет активен в сфере водоснабжения и водоотведения, на практике подавляющее большинство – 160 концессионных соглашений приходится на сферу теплоснабжения.

– Мы сталкиваемся со значительным количеством проблем, недоработок на этапе формирования конкурсной документации, проведения торгов, определения победителя и подготовки проектов концессионных соглашений. Зачастую документация формируется таким образом, что является непривлекательной для независимого инвестора. Нередко отсутствует долгосрочный параметр регулирования, те или иные инвестиционные обязательства. В отдельных случаях это связано с отсутствием у муниципалитета, например, схемы теплоснабжения. Соответственно, отсутствует формализованное понимание того, что должно быть реализовано. В отдельных случаях это делается специально, чтобы не формировать конкурентные процедуры на данном конкурсе, – комментирует представитель Минстроя.

Ведомство осуществляет мониторинг процесса передачи объектов в концессию, работает с субъектами, муниципалитетами, проводит мониторинг конкурсов, проходящих в городах с населением свыше 250 тысяч человек, – таких конкурсов как раз не много. Однако в Минстрое уверены: работа по совершенствованию подходов, улучшению качества концессионных соглашений – как гарантировать достижение необходимых целевых показателей, заключая долгосрочные концессионные соглашения с инвестором, – это в первую очередь обязанность муниципалитетов.

– Мы выступали с предложением о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению мониторинга конкурсов и концессионных соглашений, соответствующее поручение уже дано президентом. Надеемся, такой мониторинг поможет навести порядок в этой сфере, – сообщил господин Таманцев.


Чего добиваемся?

Участники круглого стола отметили: в теплоснабжении складывается ситуация, когда не только нет необходимых инвестиций и неизвестно, как их привлечь, да и стимулы и мотиваторы к развитию отрасли отсутствуют.

– Всевозможные модернизации привели к тому, что прибыль уходит из отрасли, – говорит первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елена Николаева. – Вместе с тем насколько эффективен метод ценообразования «Затраты плюс»? Это не рыночная система, развиваться в ней никому нет смысла. Мы будем и дальше понимать, насколько неэффективная, затратная наша система, вновь увеличивая тариф и перекладывая на плечи потребителей. Получается, чем дольше работаем по этой системе, тем больше приводим к ее физическому и моральному развалу. Рано или поздно участники рынка скажут: «Зачем нам единая система теплоснабжения? Давайте уйдем на локальное теплоснабжение». В итоге каждое предприятие будет иметь свою систему теплоснабжения, каждый дом – свою крышную котельную. Этого ли мы добиваемся?



МНЕНИЯ

Сергей Есяков, первый заместитель комитета Государственной Думы РФ по энергетике:

– Пришло время принимать серьезные меры, чтобы сохранить как минимум долю ТЭЦ в общем балансе электроэнергии и тепла, а еще лучше его увеличить. Много вопросов к существующему рынку электроэнергии, который осознанно приводит к уменьшению этой доли. Мы говорим о ресурсах, о больших суммах именно на эти цели, и если сможем обеспечить долгосрочные тарифы, нормальные условия концессии, малая распределенная энергетика станет наиболее востребованным сегментом рынка тепла и электроэнергии для теплового бизнеса. Только так можно получить наиболее быстрый и совокупный экономический эффект.


Вячеслав Кравченко, заместитель министра энергетики России:

– Система регулирования в отрасли не просто неэффективна, она неэффективна с точки зрения чиновничьего управления. Есть подозрение, возможно, она специально была создана так, чтобы было комфортно уважаемым людям на разных уровнях, в том числе на федеральном. Схема теплоснабжения – некий баланс, где определяется загрузка источника теплоснабжения. Делается это на уровне местных властей либо на другом уровне, где определяют: находишься ты в этой системе или нет. Нередки случаи, когда появляется новый, не нужный никому источник тепловой генерации со стоимостью существенно выше имеющейся сейчас, допустим, у тепловой станции, и он отбирает у нее объем полезного отпуска. Безусловно, такого не должно быть.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 02 (23) апрель 2016 года:

  • Коммунальщиков Сахалина взяли на карандаш
    Коммунальщиков Сахалина взяли на карандаш

    Авария на Охинской ТЭЦ, произошедшая, по имеющимся в настоящий момент данным, из‑за нарушения правил безопасности, заставила обратить внимание не только на профессионализм сотрудников и руководства отдельно взятой электростанции и на необходимость оснащения ТЭЦ резервными генераторами, но и на системные проблемы ЖКХ Сахалина.
    

  • Потерпеть могут люди, но не железо
    Потерпеть могут люди, но не железо

    Чтобы сохранить износ сетей на текущем уровне, необходимо каждый год менять всего по четыре процента труб, из расчета службы стальной трубы в двадцать пять лет. По факту же в последние годы теплосетевое хозяйство меняет лишь два-три процента труб.

  • Логика энергосбережения
    Логика энергосбережения

    Типичная ситуация: в отопительный период мы открываем окна, потому что в квартире становится душно, порой даже жарко. На улице тепло, а в квартиру по‑прежнему подается такой объем теплоносителя, как в самую лютую зиму. Это так называемый перетоп.

  • Минэнерго: сюрприз для чиновников
    Минэнерго: сюрприз для чиновников

    Министерство энергетики РФ разместило для общественного обсуждения законопроект, предполагающих штрафовать должностных лиц на местах за задержку в разработке проектов схем теплоснабжения или за допущенные при создании данного документа ошибки.

  • Современный Остап Бендер обманул целый город на 106 миллионов рублей
    Современный Остап Бендер обманул целый город на 106 миллионов рублей

    Истории о том, как жулики продают «чудодейственные приборы», способные излечить от любых болезней, а на деле бесполезные, известны всем. Однако один предприимчивый бизнесмен пошел дальше.

    << | < 1
  • 1
  • > | >>