Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/32/9361300.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (32) октябрь 2017 года

Топливный баланс движется в сторону экономичности и экологичности

Генерация/сети Беседовал Борислав ФРИДРИХ
Топливный баланс движется в сторону экономичности и экологичности

Сергей Чистиков, генеральный директор ООО «Русские цилиндры», поделился с читателями газеты «Тепловая энергетика и ЖКХ» мнением о ситуации с применением топлива в современной тепловой энергетике.

– Насколько активно российские компании работают в сфере производства новых видов топлива, не представленных ранее на российском рынке?

– На сегодняшний день российские компании, работающие в сфере теплоэнергетики, ориентированы в основном на традиционные виды топлива: уголь, мазут, природный газ, нефть, дрова, дизель, электричество. Такие виды топлива, как пеллеты, пропан-бутан (СУГ), биогаз, компримированный природный газ (КПГ), сжиженный природный газ (СПГ), являются не столь распространенными или только набирают популярность. Основная проблема этих видов топлива связана с их малой доступностью и, соответственно, высокой ценой. Так, пеллеты как отходы деревообрабатывающих производств изначально обладают невысокой себестоимостью и, соответственно, доступны по цене, однако под них необходимо переделывать оборудование котельных, что влечет за собой зависимость от одного вида топлива, а продавцы пеллет этим пользуются.

СУГ ввиду порой низкого качества и повышенных требований зимой также не получил широкого распространения. Новыми видами топлива могут стать биогаз, КПГ и СПГ. Фактически это тот же природный газ. Горелки в котлах могут использовать и их, и природный газ, и некоторые другие виды топлива одновременно (дизель, мазут). Биогаз производится путем разложения органических продуктов. КПГ и СПГ производят из природного газа, сжимая его в 250 раз в одном случае и охлаждая до –162° С – в другом. Основная проблема этих видов топлива – это где взять их в необходимом количестве и как их получать бесперебойно. Тем не менее это топливо имеет ряд неоспоримых преимуществ:

• можно газифицировать объекты беструбным способом (транспортировка биогаза, КПГ и СПГ осуществляется автомобильным, речным, морским и ж / д транспортом);
• высокая экологичность;
• невысокая цена по сравнению, например, с мазутом, дизелем, электроэнергией;
• высокая теплотворность и, соответственно, высокий КПД (до 95 %).

Все это положительно влияет на качество услуг теплоснабжения и цену производимой тепловой энергии.

– Изменился ли в России за последние годы топливный баланс? Появились ли новые виды топлива, которые активно замещают традиционные, или в этой сфере все остается по‑прежнему? Стоит ли ожидать существенных изменений в топливном балансе страны в ближайшем десятилетии?

– Топливный баланс России в части использования различных видов топлива для теплоснабжения неуклонно меняется в сторону использования более экономичных и экологичных видов топлива. В основном осуществляется переход на природный газ. Этому способствует стоимость природного газа и высокий КПД его использования. Полагаем, что использование природного газа в качестве топлива для котельных будет только расширяться. К нему добавятся также КПГ и СПГ.

– Какие препятствия встают на пути отечественных компаний, занимающихся производством и добычей топлива для тепловой энергетики? Нужна ли в этой отрасли господдержка и в чем она должна выражаться?

– Стоимость топлива в тарифе на тепловую энергию порой составляет до 70 %. Основная проблема компаний, которые предлагают перевод источников теплоснабжения на новые виды топлива, – это возврат инвестиций, поскольку для перехода на тот же природный газ необходимо порой построить новую котельную, переложить тепловые сети, провести модернизацию систем теплоснабжения в домах (обустройство тепловых пунктов).

К сожалению, действующие на протяжении долгих периодов тарифы на тепловую энергию не всегда соответствуют новому уровню себестоимости, включающей возврат инвестиций. Это приводит к тому, что не всегда компании при модернизации могут вернуть вложенные средства. А в случае, если модернизация систем теплоснабжения не была вовремя проведена, это приводит к существенным затратам со стороны государства и местных органов власти на поддержание систем теплоснабжения на минимально достаточном уровне. Все это приводит к оттоку инвесторов из этой отрасли и снижению качества теплоснабжения, а значит, качества жизни населения.

Одним из выходов из этой ситуации является государственно-частное партнерство (ГЧП). В этом случае инвестор заключает контракт с государством на строительство новых котельных, новых сетей, передает этот комплекс государству, а государство гарантирует инвестору возврат инвестиций путем сдачи в долгосрочную аренду данного комплекса и возврат вложенных инвестиций через тариф. Например, в течение 15‑25 лет. Это позволяет государству решить проблемы с теплоснабжением, инвестору получить вложенные средства, а потребителям получить качественную услугу за разумные деньги.

– Состояние отраслевой науки: появлялись ли какие‑то прорывные перспективные разработки в этой области у нас в России (новые виды топлива, новые технологии его доставки, хранения и т. д.)? Как обстоит дело с научным потенциалом в области производства топлива для энергетики?

– На сегодняшний день развитие систем теплоснабжения, повышение ее эффективности, повышение качества услуг, повышение экологичности и снижение себестоимости невозможно представить без использования природного газа как топлива. Однако не всегда его можно получить по трубе. Это связано с уменьшением финансирования программ газификации, невозможностью проложить трубу в некоторых местах, долгим сроком проектирования и строительства, отсутствием лимитов на газ. Выходом является беструбная газификация – транспортировка природного газа в сжатом или сжиженном состоянии в контейнерах автомобильным транспортом. Например, компания «Русские цилиндры» производит линейку систем – мобильных газовых хранилищ МОБИГАЗ, которые вмещают от 3000 до 10  000 кубометров природного газа (или биогаза) в сжатом состоянии. Хранение и транспортировка газа осуществляются в баллонах, связанных в единую цепь и помещенных в стандартный контейнер, расположенный на полуприцепе. МОБИГАЗ заправляется на АГНКС и транспортируется на расстояние до 250 километров на котельную, после чего МОБИГАЗ подключают к котельной через редуцирующее устройство, которое и понижает давление с 250 до 1‑3 атм. Таким образом можно быстро и экономично газифицировать объекты теплоснабжения, а также осуществлять доставку аварийного или резервного топлива на котельные и другие энергообъекты потребления.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (32) октябрь 2017 года:

    << | < 1
  • 1
  • > | >>