Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/32/9354682.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (32) октябрь 2017 года

ЖКХ определяет энергоэффективность регионов

Главное Павел ЖУРАВЛЕВ, заместитель генерального директора ООО «Данфосс»
Павел ЖУРАВЛЕВ, заместитель генерального директора ООО «Данфосс»

Внимание участников Российской энергетической недели, прошедшей в Москве и Санкт-Петербурге с 3 по 7 октября 2017 г., привлек представленный Министерством энергетики РФ «Рейтинг эффективности теплоснабжения регионов».

Мы увидели в нем очевидных лидеров и аутсайдеров, но куда важнее сегодня не столько зафиксировать победы и поражения, как проанализировать и понять их причины.

Одним из ключевых факторов эффективности использования энергоресурсов в российских регионах на сегодняшний день является уровень их потребления и потерь в ЖКХ. В первую очередь речь идет о теплоснабжении жилых домов. Статистика говорит о том, что на его долю в среднем приходится примерно половина всего объема коммунальных платежей населения: более 35 % на оплату услуг центрального отопления и около 13 % – на оплату горячего водоснабжения. И в этом сегменте традиционно тепловая энергия используется наименее эффективно, что больше всего сказывается на состоянии кошельков собственников жилья.

Как показывает наш практический опыт участия в региональных проектах энергоэффективной модернизации жилого фонда, объем потребления тепла можно значительно – вплоть до 50 % – сократить, если комплексно применять в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов энергосберегающие технологии. В первую очередь – средства регулирования потребления тепла на уровне зданий, которыми являются автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) с погодной компенсацией. Мы видим, что те регионы, где такие решения, в том числе специально разработанные для российского ЖКХ компанией «Данфосс», в течение ряда лет применялись в рамках программ капитального ремонта, сегодня находятся среди лидеров рейтинга энергоэффективности. Например, это Республика Татарстан и Белгородская область, где энергосберегающие технологии в коммунальном секторе начали массово использоваться еще в первой половине «нулевых».

Однако для широкого внедрения этих решений необходимы определенные условия, в частности – изменения в региональном и федеральном законодательстве. Мы проанализировали законодательную базу регионов на предмет наличия такого критически важного для снижения теплопотребления вида работ, как монтаж ИТП, а также установленных предельных цен на них и достаточности этих предельных цен для выполнения данных работ. В итоге выяснилось, что в 24 регионах из 85 такой вид работ в ходе капремонта не предусмотрен. А из оставшихся 61 только в 34 законодательно определены предельные цены на проведение этих работ, без чего выполнить энергоэффективную модернизацию просто невозможно.

Если же оценить среднюю по отрасли стоимость проектирования, закупки и монтажа энергоэффективного оборудования для систем теплоснабжения, а затем сравнить их с предельными ценами, определенными на сегодняшний день в регионах, то нетрудно увидеть, что лишь в 24 они достаточны для проведения подобных работ. В остальных фактически отсутствует возможность перейти к экономии энергоресурсов. В этой ситуации шансы на реальное снижение энергоемкости российского ЖКХ в целом очень ограничены.

Чтобы решить эту проблему, необходимо более глубоко анализировать законодательное регулирование и создавать возможности для экономии и стимулирования участников рынка к этой экономии, включая конечных потребителей энергоресурсов, то есть собственников жилья. И на примере лидеров рейтинга мы видим, что меры для такого стимулирования могут быть найдены в самих регионах.

Мы полагаем, что путь к решению проблемы недостаточного применения энергосберегающих технологий в ЖКХ лежит через уточнение и синхронизацию федерального и региональных законодательств. В частности, на федеральном уровне необходимо синхронизировать градостроительный и жилищный кодексы в части, касающейся толкования термина «капитальный ремонт», это очень серьезная проблема. Кроме того, в Жилищном кодексе следует уточнить требования части 2 статьи 166 о капитальном ремонте в отношении установления обязательности работ, связанных с внедрением энергосберегающих технологий. Эти шаги позволят существенно сократить имеющийся разрыв между лидерами рейтинга и другими регионами и добиться более значительной экономии в обозримом будущем.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (32) октябрь 2017 года:

    << | < 1
  • 1
  • > | >>